Промышленный цикл
Промышленный цикл в классическом варианте состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем (см. график 44).
1. Кризис - это нарушение равновесия между спросом и предложением. Различают два типа экономических кризисов: кризис перепроизводства товаров и кризис недопроизводства товаров. Для развитой рыночной экономики наиболее характерным является кризис перепроизводства товаров. Основные характеристики такого кризиса: избыток произведенных товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них затоваривание рынка; резкое падение цен на предлагаемые к продаже товары; сокращение и даже полная остановка производства; резкий рост ссудного процента вследствие острой нехватки денег для расчетов по обязательствам; массовое разорение (банкротство) предпринимателей; массовая безработица, снижение жизненного уровня занятых; банкротство банков и падение курса ценных бумаг.
2. Депрессия (застой, стагнация) - время, в течение которого уже не происходит падение уровня производства, но еще нет и подъема его. В этот период постепенно исчезает избыток товаров: часть распродается по сниженным ценам, часть его приходит в негодность и часть сознательно уничтожается. Предприниматели, выдержавшие кризис, обновляют основной капитал и модернизируют производство. Медленно, постепенно в производство привлекаются инвестиции и возникают новые, более технически совершенные производства.
3. Фаза оживления четко характеризуется подъемом уровня производства. Эта фаза заканчивается тогда, когда уровень производства достигает уровня, с которого начался кризисный спад.
4. Подъем означает превышение предкризисного уровня и достижение нового максимума роста производства в пределах данного цикла. В этот период формируются условия для нового кризиса и все повторяется снова.
Промышленный цикл можно изобразить ломаной линией, где: а) - фаза кризиса; б) - депрессия; в) - оживление; г) - подъем.